Взаимная поддержка
Взаимная поддержка — может ли она помочь?
Инвалидность… Инвалид… Согласитесь – эти слова оказывают довольно угнетающее воздействие. Посмотрела в словаре, что означает слово «invalid» в переводе с английского. Оказалось – «недопустимый», «ошибочный», «недействительный». Эти определения как бы представляют человека жалким, беспомощным, ненужным. И очень часто случается так, что человек сам начинает верить в свою несостоятельность что-либо предпринять самостоятельно. И эта заниженная самооценка заставляет жить, ограничивая себя в достижении жизненных целей.
Как-то «гуляя» по интернетовским сайтам, посвященным проблемам инвалидов я случайно наткнулась на статью, в которой рассказывалось именно о том, как помочь инвалиду восстановить свою самооценку, начать по-другому воспринимать себя и начать по-иному строить отношения с окружающими людьми. И помочь в этом может взаимная поддержка.
В основе взаимной поддержки лежит обмен опытом, то есть человек, обладающий личным опытом, связанным с инвалидностью, хочет помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате такого взаимного обмена опытом человек получает информацию, которая может помочь ему решить личные проблемы. Взаимная поддержка может происходить как в индивидуальной форме (индивидуальное консультирование), так и в форме группы взаимной поддержки (ГВП).
Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно определяют волнующую тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и личных проблем, связанных с этим состоянием. Например: «Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?» или «Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?».
Проведение ГВП предпочтительнее начинать с обсуждения достаточно общих тем, постепенно переходя к темам, требующим высокой степени доверия.
В процессе проведения ГВП происходит следующее:
1. Обмен основной информацией, т.е. взаимная консультация. Такой обмен может начинаться с вопроса, который задает человек, недавно ставший инвалидом: «С какими трудностями я могу столкнуться при моей инвалидности и как с ними можно справляться?». Другой, возможно, захочет рассказать, каким образом ему не дают быть самостоятельным.
2. Установление доверительных, доброжелательных и открытых отношений. При такой форме отношений человек может захотеть поговорить о чем-то глубоко его волнующем и предпочтет поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт и кто способен его выслушать и понять. Существует множество тем, которые могут быть затронуты: семейные конфликты, сексуальные проблемы, проблемы с устройством на работу и т.д.
3. Установление новых знакомств. Некоторые люди чувствуют себя одинокими и изолированными, ищут себе компанию людей, чтобы вместе сходить в магазин, в театр или в кино, и т.д. Участие в ГВП может помочь таким людям найти себе товарищей и помощников. В конечном счете, такие отношения могут перерасти в настоящую дружбу.
Отношения в каждой группе взаимной поддержки могут отличаться, но очень важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Можно предпочесть участвовать только при обсуждении каких-то определенных тем, затрагивающих проблемы конкретного человека. Каждый из участников должен задать себе вопросы и прояснить, какие ситуации для него предпочтительнее, какая требуется дополнительная информация, в чем ему хочется, а в чем совсем не хочется участвовать. Исходя из этого, он выбирает для себя наиболее интересные темы, в обсуждении которых хотел бы участвовать.
Добровольное участие – один из важнейших принципов проведения ГВП.
Что такое взаимная поддержка?
На этот вопрос нет единственного ответа, кроме того, что это огромный комплекс отношений, которые образуются, когда начинаешь работать как консультант по взаимной поддержке. Основной составляющий элемент взаимной поддержки – это то, что человек, у которого есть некоторый связанный с инвалидностью опыт, желает помочь или говорить с другими людьми, оказавшимися в похожей ситуации.
Некоторые специфические виды отношений, которые могут возникать, когда кто-то обращается к добровольцу группы взаимной поддержки:
* обмен основной информацией или технологиями. Он может начинаться с вопроса типа «Расскажите мне больше о моей инвалидности», который задает человек, который недавно стал инвалидом. Другой человек может поинтересоваться: «Где лучше отремонтировать инвалидную коляску?» или: «Не поможете придумать, как лучше составить документацию для моих сотрудников?»
* доверенное лицо или слушатель. При этом виде отношений человек может захотеть поговорить о чем-то, что его волнует, и предпочитает поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт. Существует огромное множество тем, которые могут быть затронуты: семейные конфликты, сексуальные проблемы, смущение и неудовлетворенность.
* случайная компания. Некоторые люди чувствуют себя изолированными и одинокими, ищут себе компанию для каких-то дел: сходить в магазин, в кино, поесть пиццу.
* опыт группы. Время от времени, мы предлагаем людям обратиться в группу для того, чтобы обменяться опытом и обсудить какие-то определенные насущные проблемы: сексуальные, как справиться со стрессом и т.п. В этом случае добровольцы группы взаимной поддержки выступают как фасилитаторы.
* любая комбинация выше перечисленных отношений.
Отношения в каждой группе взаимной поддержки будут отличаться, но важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Вы можете предпочесть участвовать только в специфической деятельности, при специфических обстоятельствах или обсуждать только какие-то определенные проблемы.
Поскольку вы не можете угодить всем, важно определить для себя ситуации, в которых вы чувствуете себя комфортно. Следующий раздел содержит несколько вопросов, которые вы должны задать себе. Единственные правильные ответы — ваши искренние реакции и ощущения. С этим разделом вы работаете для себя. Это возможность прояснить для себя, какие ситуации для вас предпочтительнее, для чего вам требуется дополнительная информация, в чем, вам кажется, надо совершенствоваться, а в чем вам совсем не хочется участвовать. Исходя из этих ответов, вы затем выбираете для себя наиболее интересные сферы, в которых вы будете получать подготовку как участник группы взаимной поддержки.
История взаимной поддержки в движении Независимой жизни
До возникновения движения Независимой жизни и других правозащитных движений инвалиды испытывали значительные трудности в обществе. Например, инвалиды-ампутанты Корейской войны из Университета Беркли (Калифорния) страдали от того, что не могли преодолевать холмы, которые, в основном, определяют ландшафт этой местности. Специалисты по реабилитации и медики считали, что они не сумеют самостоятельно преодолеть это препятствие, и долгое время этот прогноз был верным. При появлении поколения Эда Робертса появилось два важных фактора. Инвалидные коляски с мотором и тележки для гольфа помогли стать более мобильными и двигаться по пересеченной местности, а ожидание успеха – это уже значительный шаг к нему.
Движение за гражданские права 1960-х и Женское движение 1970-х – это то, что вдохновило людей на создание Движения Независимой жизни. В обществе господствовали злость и дискриминация. Профессионалы предпочитали рассуждать об инвалидах скорее, чем разговаривать непосредственно с ними. Дискриминация была повсюду, а правила и законы, когда речь шла о реальных физических возможностях человека, часто были нелогичными. Инвалиды чувствовали со стороны общества притеснение, невысокие ожидания, ощущали себя «социальными невидимками». Чтобы изменить ситуацию, чтобы получить движение и лидеров, злость нужно было направить в конструктивное русло. Злость – это энергия. Но это деструктивная энергия, если она направлена на себя или на людей, которые на самом деле любят и поддерживают вас, несмотря на все их недостатки. Злость нужно направить на какую-то определенную цель.
Технология групп взаимной поддержки позволяет развивать, увеличивать потенциальную возможность направить злость в продуктивное русло. «Власть инвалидности» определяет жизнь человека, как жизнь уцелевшего, предлагает способы увеличить его независимость от других и демонстрирует практические навыки. Поставьте себя на место человека, который нуждается в поддержке и совете того, у кого есть похожий опыт. У такого человека похожая или даже несколько более серьезная форма инвалидности. Физическое сходство приводит к тому, что лучше устанавливается понимание. Эд Робертс признает также, что некоторые люди, не имеющие инвалидности, тоже могут стать такими консультантами, консультантами. Главное – иметь собственный опыт «борьбы». Консультант обычно имеет большой опыт, год или более, в независимой жизни и рассказе об этом опыте, в принятии важных решений и всей ответственности за них ради того, чтобы вести независимую жизнь. Консультант использует свой опыт для того, чтобы помочь вам увидеть свой собственный в свете опыта других людей, включая опыт консультанта и других ее/его знакомых.
Ключевые принципы – это:
* наиболее важный навык – умение слушать
* консультант никогда не говорит, что надо и чего не надо делать, даже если его об этом попросят
* консультант всегда ясно знает разницу между независимостью и зависимостью и никогда не сделает вас зависимым от себя
* отношения никогда не основываются на превосходстве одного
* понимание того, что принятие рискованных решений ведет к независимости.
Обе стороны учатся на собственном опыте, который совсем необязательно должен быть одинаковым. Консультант узнает от вас о новых для себя вещах и смотрит на них по-другому, нежели вы. Для того, чтобы побудить человека к стремлению к независимой жизни, можно рассказать свою собственную историю, продемонстрировать некоторые действия – элементы независимого поведения (самостоятельно приготовить еду, поднять или достать какую-то вещь и т. п.), определить ключевые решения, которые нужно принять для достижения независимости, использовать ролевое моделирование. Движение независимой жизни основано на философии взаимной поддержки, ее смысл – создание своей собственной среды. Люди, которые образуют эту среду, задействованы во всех сферах деятельности движения. Это способ сознательно применяется в принципиально непрофессиональной атмосфере, поскольку все профессиональные модели, например, медицинский подход, подразумевают зависимость. Когда существует сочетание убежденности и умения обслужить себя, человек может взять под контроль свою жизнь. Контроль над своей жизнью и есть опыт активного стремления к независимости. Это стремление – основа для развития лидерских качеств.
Марина Федорова